Транспортировка серы

В России и странах СНГ, согласно утвержденному Алфавитному указателю опасных грузов, допущенных к перевозке железнодорожным транспортом, разрешается к перевозке "сера" (номер ООН 1350) и "сера расплавленная" (номер ООН 2448), относящиеся по международной классификации к классу опасности 4.1.

Транспортировка серы, как опасного груза, регламентируется двумя основными документами, утвержденными Советом по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ и Балтии: Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам и Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума. Также ряд требований относительно перевозки серы содержатся в ГОСТ 127.1-93. "Сера техническая. Технические условия".

Основной объем перевозок серы в России приходится на ООО "Газпромтранс", входящее в состав Группы компаний ОАО "Газпром", и ТОО "Тенгизшевройл" (в том числе перевозки транзитом через территорию России).

Следует отметить, что на долю твердой серы приходится около 78%, в то время как жидкой (расплавленной), которая перевозится в цистернах – около 22%. При этом вся жидкая (расплавленная) сера, производимая на российских предприятиях, поставляется на внутренний рынок, в то время как комовая и гранулированная в основном направляется на экспорт.

Структурно рынок перевозок серы четко разбивается на два сегмента – перевозка твердой серы в полувагонах и крытых вагонах и перевозка жидкой (расплавленной) серы в специализированных цистернах. Поскольку для транспортировки серы в твердом состоянии используется в основном универсальный подвижной состав (с применением специальных защитных средств), риски ограничения перевозок отсутствуют в связи с масштабным профицитом полувагонов, который наблюдается в 2013-2015 гг.

В структуре перевозок твердой серы превалируют экспортные перевозки, что в условиях сложившейся в 2010 – 2014 гг. конъюнктуры международного рынка позволило грузоотправителям без существенной нагрузки на маржу финансировать транспортные расходы.

В сегменте транспортировки жидкой (расплавленной) серы используется специализированный подвижной состав, от количества и состояния которого непосредственно зависят объемы перевозок.

В настоящее время в России дефицит цистерн для перевозки жидкой серы стал причиной ограничения отправок этого груза для ряда производителей и грузоотправителей.

Транспортировка гранулированной и комовой серы железнодорожным транспортом

В связи с тем, что сера является опасным грузом и относится к 4 классу опасности в соответствии со ст. 8 Устава железнодорожного транспорта РФ, перевозка твердой серы (гранулированной, комовой) допускается на особых условиях в универсальных полувагонах и специализированных полувагонах с крышей модели 12-146.

Также по согласованию с грузополучателем отгрузка гранулированной и комовой серы может осуществляться с применением мягких контейнеров типа «биг-бег» в универсальных полувагонах. Минимальная партия отгрузки от 1 вагона.

Основные риски при перевозке серы в полувагонах связаны со следующими факторами:

  • пожароопасность;
  • значительное пылеобразование;
  • высокий уровень износа подвижного состава (так, при перевозке серы в полувагонах без использования средств защиты вагон практически полностью изнашивается за 3-5 лет, а при использовании средств защиты срок службы в среднем сокращается в 1,5-1,8 раза - с 22 до 12-15 лет).

Пожарная опасность перевозочного процесса серы определяется:

  • состоянием перевозимой серы (жидкая, комовая, гранулированная). При перевозке жидкой серы опасность возгорания минимальна, так как груз закрыт от воздействия внешних источников зажигания. Если сера перевозится в комовом или гранулированном виде в полувагонах, то она открыта для попадания внешних источников зажигания, при этом перевозка гранулированной серы менее опасна, чем перевозка серы комовой;
  • методом производства серы: например, дробленая сера характеризуется более высоким уровнем пожароопасности по сравнению с гранулированной серой, производимой «мокрым» способом (например, Астраханский ГПЗ), а та в свою очередь по сравнению с гранулированной серой, производимой «сухим» способом (например, Оренбургский ГПЗ);
  • типом вагонов для перевозки (полувагоны, крытые, специальные, со снимаемыми крышами, контейнеры). В настоящее время основная масса серы перевозится в полувагонах с нижними люками;
  • наличием или отсутствием эффективных искрогасительных (искроулавливающих) устройств на тепловозах, применяемых для перевозки серы. Правилами перевозки опасных грузов, а также техническими требованиями ОАО "РЖД" предусматривается оснащение тепловозов искрогасительными (искроулавливающими) устройствами.

В связи с требованием перевозчика в договоре на перевозку груза на особых условиях, который заключается в соответствии со ст.8 УЖДТ РФ и для противодействия износу полувагонов при перевозке серы используют укрывные средства (тенты) и вкладыши (из ламинированной ткани). Данные виды защиты подвижного состава позволяют снизить негативное влияние перевозок серы на техническое состояние полувагона.

Транспортировка гранулированной и комовой серы водным транспортом

Твердую серу, производимую ООО «Газпром добыча Астрахань» также возможно доставлять до потребителей водным транспортом. Доставка серы речным путем дешевле доставки по железной дороге, но имеет свои особенности. Для перевозки серы по реке используются суда типа «Волго-Дон, трюмные баржи проекта Р-79 и др.

Основной проблемой водного пути является периодически снижающийся в жаркие сезоны уровень воды в реках. Например, для поддержания объемов перевозки в 2013 году ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство" и ОАО "Донречфлот" финансировали дноуглубительные работы.

Для погрузки серы в речные суда ООО «Газпром сера» обладает лицензиями на оказание погрузо-разгрузочной деятельности, эксплуатацию взрывопожароопасного объекта.

В распоряжении Общества высокотехнологичное оборудование различных мощностей российского и импортного производства, портальный кран марки КПП-16/20(32), позволяющие оказывать услугу по перевалке серы в период речной навигации на причале на реке Бузан, который находится в Красноярском районе Астраханской области.

Транспортировка жидкой серы железнодорожным транспортом

Для перевозки жидкой серы используются четырехосные вагоны-цистерны моделей 15-1480 и 15-1482 с электрическим обогревом. Они рассчитаны для работы при температуре окружающего воздуха до 50С. Сера должна сохраняться в жидком состоянии при температуре налива, равной 150С, и окружающей среды -25С не менее четырех суток, в летний период – не менее шести суток. Разогрев серы при выгрузке производится электрическими тэнами, мощность которых составляет 90 кВт. Слив осуществляется при температуре серы 120С-125С при скорости разогрева около 3,2С в час. Также по согласованию с грузополучателем отгрузка может производиться в специализированных вагонах-цистернах модели 12-9101 с пароразогревом. Минимальная партия отгрузки от 1 вагона.

Ключевой проблемой является быстрое старение и высокий уровень износа специализированных цистерн. В настоящее время ситуация усугубилась в связи с тем, что, согласно вступившему в действие в 2014 году Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011) продление срока службы вагонов не допускается без их модернизации.

Между тем сертификацию на такой вид ремонта для цистерн пока не получило ни одно предприятие. К тому же модернизация будет стоить не менее чем в два раза дороже, чем проводившийся ранее капитальный ремонт с продлением срока службы. До 2020 года подлежит списанию до 1500 специализированных цистерн (75% парка), из них более 1200 в России.

Таким образом, в настоящее время сформировалась острая необходимость обновления существующего парка специализированных цистерн для перевозки жидкой (расплавленной) серы.

© 2014-2017 ООО «ГАЗПРОМ СЕРА» 197198, г. Санкт-Петербург, пр. Добролюбова д. 16, корп. 2, лит. А
Тел.: +7(812)449-01-44, факс: +7(812)449-01-45